Поликлиника №1 234-71-31
Поликлиника №2 234-71-31
Поликлиника №3 234-71-31
Стоматологическая поликлиника 247-51-30
Лор-отделение 247-80-15, 247-80-28
Электронная почта:gdb4@krgdb4.ru

Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения


"Красноярская межрайонная детская больница №4"

Необходимо научиться слушать и слышать Ваших детей

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму. А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность мамам, врачам своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры к их устранению.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 года, в 3 года и в 6-7 лет.

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи:

  • различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус-фактору и др.;
  • родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
  • различные заболевания в первые годы жизни ребенка ( особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства);
  • травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • наследственные факторы;
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоциональной сферы и дефициту в развитии речи.